"Тувинские женские украшения" - "Кыс кижинин эдилелдери"

События

25 Июл.

"Тувинские женские украшения" - "Кыс кижинин эдилелдери"

Украшение – это один из компонентов материальной и духовной культуры народа, свидетельствующий о развитии традиций. Украшения изготавливались на высокохудожественном уровне в раннежелезном веке. Об этом свидетельствуют материалы из курганов Аржаана: гривны, серьги, различные подвески, бляшки, нашивки на одежды.

К женским украшениям, помимо традиционных (серьги, перстни, кольца, браслеты и т. д.) относятся поясные и накосные.

Тувинские женские украшения можно разделить на три вида:

Незамужней молодой девушки;
Невесты (прошедшей обряд дугдээр, дугдеп каан душтук кыс – просватанная девушка);
Замужней женщины.
Традиционные украшения (серьги, перстни, кольца, браслеты и т. д.) бывают девичьи и женские.

Девичьи украшения были очень скромные. Обычно уже в годовалом возрасте девочке прокалывали мочки ушей и вставляли в них чаинки зеленого чая, а с 4-5 лет она начинала носить серьги. В детстве у девочек были простенькие округлые серьги, в 13-14 лет они получали от родителей сложные, фигурные серьги, которыми пользовались до замужества. К свадьбе невесты из зажиточных семей имели уже дорогие серебряные серьги, декорированные и украшенные вставными кораллами. Их они носили почти до старости, когда вновь заменяли на более простые. Серьги делали из серебра и лишь в редких случаях из золота.

Кольца делали из серебра и украшали несложным узором, наносившимся обычно гравировкой. Типичный тувинский перстень (чустук) – пластинчатый, серебряный – отделан, как правило, гравировкой и чеканкой. Пластика перстня имела круглую или вытянутую по вертикали овальную форму.

Девичьи кольца были простыми округлыми, а женские перстни украшались большой фигурной декорированной накладкой-пластиной. На свадьбе невестам полагалось надевать по два серебряных перстня на каждую руку (на средний и безымянный пальцы), у бедняков перстни были медными.

Также невесте на свадьбе надевали на обе руки по одному женскому серебряному браслету с каким-либо рисунком. Девичий браслет из серебра или меди был совершенно гладким, без рисунка, женский обязательно с орнаментальным рисунком и нередко со вставными камнями.

Девичьи серьги простые и округлые, также заменялись на свадьбе женскими – крупными, с длинными подвесками. Малейшее движение украшенной красавицы издавало нежный звон. Поэтому говорили, что такую тувинку сначала слышали, затем видели.

Поясные украшения. К женским поясным украшениям относились:

подвесные бляхи дергилер;
огниво оттук;
игольник ховул;
ножик в ножнах для резания шкур кестик;
илчирбе-каасталга.
Все поясные украшения относятся к украшениям замужних женщин, т. е. девушки до замужества не имели их. Когда девушка становилась невестой, родители начинали заказывать кузнецам украшения для замужних женщин, в первую очередь подвесные бляхи дергилер из серебра и меди и накосное украшение чавага.

К женскому поясу с правой стороны на ремне подвешивали небольшой ножик в ножнах для резания шкур (кестик). Ремень прикреплялся к пряжке, к ней подвешивались ключи от сундуков аптара и серебряная цепочка. На левой стороне к поясу прикреплялась вторая пряжка, такая же по форме, как и справа. К ней подвешивался игольник (ховул). В игольнике лежала свинцовая палочка (балааш), заостренная в конце, для раскроя шкур и тканей.

Состоятельные женщины подвешивали к поясу две серебряные или бронзовые литые декорированные бляхи (дергилер) с ременной петлей. Они приобретались у местных мастеров-кузнецов и литейщиков, либо у китайских купцов.

Женские огнива были меньше, чем мужские, изящные и красиво украшенные. Их делали из железной слегка изогнутой полоски, укрепленной в нижней части кожаной сумочки, в которой хранили трут (хаг), кремешки (оттук дажы). Украшали её орнаментированными металлическими нашивками – оттук каасталгазы.

Кестик – маленький ножик в ножнах для резания шкур. У богатых состоятельных женщин они были украшены серебряными декорированными накладками и драгоценными камнями. Кестик подвешивали на поясе слева.

Ховул – игольник, т. е. футляр для игл, который являлся предметом щегольства богатых женщин. Их изготавливали из серебра, бронзы, латуни, алюминия. Он представлял собой четырехугольную коробочку с отодвигающейся крышкой, инкрустированную полудрагоценными камнями, украшенную чеканенными и гравированными узорами растительного, зооморфного, геометрического характера. Размеры игольника: длина 11-12 см, ширина 2-3 см, толщина 1-1,5 см.

Илчирбе-каасталга – женское серебряное поясное украшение в виде сложно плетеных цепочек, на концах которых подвешены колокольчики.

Накосные украшения. Основными накосными украшениями тувинских женщин являлись:

Боошкун;
Салбактар;
Чавага;
Гребни.
Прически у тувинских женщин различались в зависимости от местных традиций. По тувинской традиции девочки до 14-15 лет, т. е. до замужества заплетали волосы в одну косу в западных кожуунах (Дзун-Хемчикском, Овюрском, Сут-Хольском, Барун-Хемчикском, Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском), в Тоджинском кожууне – в три косы, в Улуг-Хемском – в мелкие косички, в южных кожуунах (Тес-Хемском и Эрзинском) – в две косы и носили самое простенькое накосное украшение боошкун.

Боошкун – девичье накосное украшение из трех нитей бус. Во время обряда просватания дугдээшкин заплетали волосы в две косы и прикрепляли к ним девичьи накосные украшения из разных бус салбактар.

Затем на свадьбе и после неё заплетали волосы в две толстые и три мелкие косы (сырбык чаштар или сай чаштар) и в середине прикрепляли богатое накосное украшение чавага.

Чавага – женское накосное украшение, состоящее из пластины, более пяти нитей бус, кистей. Это тонкая пластинка из серебра удлиненной формы с чуть заостренным и полукруглым верхом, которая декорируется растительным орнаментом и драгоценными камнями. Серебряная пластинка прикреплялась на кожаную платформу трапециевидной формы. Она располагалась в верхней части кожаной платформы, а ниже пришивались к кожаной основе бусинки из коралла. На оставшуюся часть кожаной основы соответственно количеству рядов бус, прикрепляли жгутики, спирально закрученные жёлтой парчевой ниткой с ниспадающими чёрными шёлковыми кистями.

Украшение считалось дорогим, и его нужно было заказывать кузнецам-ювелирам, поэтому оно передавалось по наследству от матери к дочери. Чавага надевали на невесту независимо от того, была ли у неё близость с женихом или нет. Это символизировало то, что она уже стала женщиной.

Кроме того, накосными украшениями служили и декорированные гребни, нередко металлические, с пышечной гравировкой и вставными полудрагоценными камнями. Они бывают деревянными с толстыми зубами, медные, серебряные, украшенными перегородчатой эмалью, инкрустированные кораллами.

Украшениям тувинцы (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения – украшать, но и наделялись большим символическим смыслом – играли роль амулетов – оберегов, маркировали возраст и социальное положение индивида, утверждали переход личности из одного статуса в другой.

Источники:

Зайцева, С. В. Семантика традиционных тувинских национальных украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. – 2014 г. – № 2. – С. 40.
Ховалыг, Р. Б. Тувинская традиционная одежда / Р. Б. Ховалыг // – Новосибирск : Наука: НГОПО Союза писателей России, 2018. – С.117-126.